Современные образовательные технологии

Образование – это то, что остаётся, когда забудешь всё, чему учили в школе

А.Энштейн

Происходящие изменения в современной общественной жизни требуют новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Чему необходимо научить

К сожалению, и это подтверждено многочисленными исследованиями, выпускники средней школы не умеют анализировать информацию целостно, не умеют выполнять интегративные упражнения и задания в свободной форме, что требует сформированности определенных структур умственной деятельности, не умеют определять проблему и решать ее. Они не способны действовать в нестандартных ситуациях, особенно там, где требуется применение знаний из нескольких областей. У обучающихся отсутствуют навыки умственной рефлексии.

Современный выпускник школы должен обладать способностью видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, уметь делать обобщения на основе наблюдений, формулировать гипотезы и проверять их экспериментально. Он должен мыслить ярко, неординарно, иметь хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную самостоятельность. И его этому надо учить.

Мыследеятельностная педагогика

Педагогический коллектив школы с 2010-2011 учебного года работает над темой “Мыследеятельностная педагогика как средство построения нового содержания образования в школе”.

Одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования является мыследеятельностная педагогика. Для нас особенно важно то, что данный подход помогает сохранять и развивать теоретическую форму мышления, которая в силу ряда обстоятельств находится сегодня под угрозой уничтожения. В рамках мыследеятельностной педагогики разработана и апробирована целая серия курсов, нацеленных на формирование теоретического мышления у школьников. Центральным звеном здесь являются метапредметы. Наиболее эффективными методами развития и способами реализации разнообразных метапредметных навыков и умений обучающихся является проектная деятельность. В процессе выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели; формируется навык планомерной, технологичной деятельности и способность к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.

Сама мыследеятельностная педагогика в качестве своего базового исходного методологического основания имеет схему мыследеятельности. Первая проблема, зафиксированная сегодня, связана с невозможностью современной системы образования и традиционной педагогики включить в процессы мышления всех учащихся в системе образования. В практической педагогической деятельности эта проблема выражается в многочисленных утверждениях учителей о неспособности определенного контингента детей к учебе, к мышлению, что в житейском языке звучит как «им не дано», «они не способны» и т.д.

Вторая социокультурная проблема, на решение которой направлены разработки в области мыследеятельностной педагогики является «сшивание», преодоление разрыва средств в профессиональной деятельности педагога. Данный разрыв в профессиональных средствах деятельности внешне фиксируется в том, как институционально оформлены ведущиеся научные разработки – отдельно в области содержания образования, отдельно в области средств и методов обучения и отдельно по психологической проблематике обучения. В реальности педагогического действия эти средства должны завязываться, проявляться в работе педагога в ситуациях учения-обучения.

Образовательная ситуация

Ядром урока выступает образовательная ситуация, которую создает учитель. Цель ее состоит в построении такой среды, которая позволила бы ученикам творчески реализоваться. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Может быть создано несколько образовательных ситуаций на одном занятии.

Наиболее «мощной» является та образовательная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель — результаты такого взаимодействия будут наиболее продуктивными. Новое качество образования связано со сменой характера взаимоотношений между учителем и учеником. Иная позиция педагога в учебном процессе характеризуется новыми функциями: учитель — как собеседник, учитель – исследователь, учитель — человек, создающий условия для учения, учитель – эксперт. Компетентностный подход предполагает и иную позицию ученика — он выступает субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нем. Приоритет отдается диалогу как форме учебной деятельности, организации сотрудничества учителя и учеников, обратной связи без боязни самовыражения, взаимной заинтересованности в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов. Для конструирования компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций педагогу необходимо иметь представление о жизненном опыте учеников, уровне развития социально значимых качеств и умений обучающихся, чтобы на основе их опыта конструировать образовательную ситуацию. При этом педагог отбирает материал, формулируя цель, способы взаимодействия участников, исходя из особенностей предметной деятельности, на материале которой будет создана ситуация, а также особенностей самих участников.

Основой компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций могут служить:

  • проблемные ситуации;
  • упражнения и дидактические игры;
  • познавательные задачи, задачи с жизненно-практическим содержанием;
  • включение учебных задач в контекст жизненных проблем;
  • систематизация жизненных наблюдений;
  • наблюдения и эксперименты и т.п.
1

Формулирование творческого задания

Выделение проблемы урока и формулирование творческого задания для учеников. Важно, чтобы творческое задание было направлено на решение учениками центральной проблемы урока (образовательной ситуации), а не каким-то развлекательным элементом учебного занятия. Основная цель данного этапа состоит в создании образовательной напряженности – т.е. мотивационного компонента урока, обеспечения его занимательности и заинтересованности для учеников.

2

Выполнения задания

Организация выполнения учениками творческого задания. Если школьники еще не владеют должными навыки самостоятельной работы, то учителю необходимо координировать их деятельность: предлагать алгоритм задания, оказывать помощь в обосновании и формулировании собственных версий, точек зрения, методов выполнения предложенного задания.

3

Демонстрация результатов

Ученики демонстрируют результат, который они получили при выполнении творческого задания (способы решения проблемы, придуманные сказки, легенды, рецензии, инструкции, макеты, конструкции игрушек и т.п.). Учителю также целесообразно предложить свой вариант выполнения творческого задания. В итоге каждый ученик сравнивает свой результат выполнения задания с результатами его сверстников и учителя. На данном этапе учитель предлагает ученикам отметить наиболее интересные работы учеников, выделить критерии оценки полученной ими продукции и т.п.

4

Осознание результатов деятельности

Организация рефлексивной деятельности учеников и учителя. Данный этап является весьма важным, поскольку без осознания результатов деятельности, школьники не смогут получить приращения в знаниях и умениях по учебному предмету

Организационные формы образовательных ситуаций определяются прежде всего тематикой занятий и являются весьма вариативными: игровыми, поисковыми, дискуссионными, взаимного обучения, «мозгового штурма», «вживания» и др. Роль учителя во время творческого тренинга школьников – организационно-сопровождающая.

Погружаясь в решение компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций, обучающиеся не просто включаются в выполнение задания, они принимают деятельность в целом, с соответствующим ей мотивом, критически оценивают собственные действия; проводят ревизию прежних смыслов и активно ищут новые; формулируют собственное мнение и вывод; принимают решение на свой страх и рис