«ПАЛОЧКИ РАСИЗМА»: МЫ О НИХ ЗНАЕМ!

Расизм и ксенофобия уже не первый год являются одними из самых острых проблем не только в России, но и во всем мире. В некоторых странах ведётся активная борьба с предрассудками на государственном уровне, что помогает многим людям осмыслить происходящее и изменить свое мнение. В этой небольшой статье вы узнаете, что же такое нетерпимость и предвзятость по отношению к другим людям, к чему они могут привести и как с ними бороться, чтобы сделать наш мир чуточку лучше, чем он есть сейчас…

Для начала давайте разберемся, что же такое «расизм» и «ксенофобия». Всем известный толковый словарь Ожегова рассказывает нам, что:  «Расизм – это реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой. Ксенофобия 1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами. 2. Ненависть, нетерпимость к чему-н. чужому, незнакомому, иностранному».

По результатам опроса в школе «Юнион» среди учеников 5-11 классов выяснилось, что почти все его участники знают, что это такое и в большинстве случаев толкования используют такую лексику как: «высмеивание», «предвзятость», «угнетение», «ненависть», «унижение», «осуждение». Здесь хотелось бы заметить, что интервью с учащимися проводилось «один на один», что обычно располагает к более личному общению.

Для абсолютного большинства расизм – это то, чего в мире не должно быть. На глубинном, чувственном уровне, разделение всех нас на группы с распределением прав и запретов вызывает отторжение и неприятие. Между тем, когда ученики находятся вместе в своем микросоциуме (в классе), они частенько позволяют себе нетерпимые высказывания в адрес других и оскорбительные прозвища, считая это забавным и демонстрируя свое мнимое превосходство над объектами шуток.

Почему так происходит и что делать? Первая и самая распространенная причина – это неинформированность. Другими словами, люди просто не понимают, о чем они на самом деле говорят и шутят, а просто неосознанно повторяют друг за другом, чтобы оставаться на одной волне. В стремлении получить всеобщее одобрение человек часто теряет связь с реальностью: не старается разобраться в причинах происходящего, не вникает и даже не допускает, что можно реагировать по-другому, не потеряв при этом достоинство и свое «я».

В «ЮНИОНе», к счастью, таких фактов практически нет — или они очень редки. Но знать о том, что такое буллинг и расизм — надо!

Отсюда вытекает вторая причина –желание быть частью большинства, каким бы оно ни было. В определенном возрасте такое стремление может являться нормой (как этап становления личности), однако рано или поздно человек должен задуматься и о своей сепарации от других. Помочь в этом должен опытный наставник – родитель или учитель, который объяснит, что в жизни очень важно «включать» личную осознанность и иметь свое собственное мнение, которое человек в состоянии аргументировать.

Крайне важны личные беседы дома внутри семьи, где ребенок должен всегда иметь возможность получить ответы на самые важные вопросы именно от тех, кто является для него личным авторитетом. В доброжелательной обстановке от близкого человека такая информация будет воспринята более адекватно.
Теперь задумаемся, кто из двоих людей добьется в жизни больших высот в личностном и общественном плане – тот, кто повторяет, не вникая, за другими, или тот, кто отвечает за собственные слова и поступки и умеет доходить до сути вещей? Думаю, что для многих ответ очевиден. Чем чаще мы сталкиваемся с ситуациями, в которых требуется мыслить критически, тем проще это делать. Человеческий мозг стремится к упрощению, однако, при должном внимании и тренировке, способен выполнять самые сложные операции. Привычка думать и размышлять о своих поступках и поступках других – это навык, который также необходимо тренировать, как и многие другие умения.

Сколько раз нужно поймать себя на токсичном поведении, чтобы в полной мере осознать, принять и изменить его? Чем больше «палочек расизма», тем больше «забор» из них между человеком и миром, который его окружает.

Всего 5 таких отметок и ученик пишет объяснительную директору. Так в большинстве случаев учащийся видит эту проблему, думая, что 4 палочки – это еще не так страшно, да и что после пятой отсчет можно начать заново. Однако каждая палочка – это лишь призыв остановиться на минутку и подумать: что я сделал не так? Почему мои слова или действия вызывают такое осуждение? Эти отметки можно сравнить с предупреждающими знаками на шоссе – ты можешь нестись и не замечать их, и в конце концов, вылететь за пределы дороги неизвестно куда. Человек помудрее будет сбавлять скорость и наверняка сделает вывод, что где-то рядом кроется опасность – крутой поворот, строительные работы, обрыв. Если провести параллель с реальной жизнью, то список можно продлить до сотен возможных сценариев: уничижительные шутки или просто некстати сказанные слова могут привести не только к обидам и вражде, но и личностному «регрессу», общей неудовлетворенности жизнью, апатии. Обычно люди, которые ведут себя токсично, сами страдают от своей токсичности.А тот, кто поощряет ее проявления смехом и даже молчанием, на самом деле принимает активное участие в распространении невежества и нетерпимости. Осознанное отношение к многообразию нашего мира во всех отношениях – это то, что должно стать целью каждого человека вне зависимости от возраста.

Сегодня каждый из нас содействует либо распространению, либо искоренению расовых предрассудков и нетерпимого отношения, и чем больше думающих людей, тем выше у общества шанс выйти на новый уровень.

В мире огромное множество людей, каждый из которых уникален. Мы можем отличаться друг от друга цветом кожи, волос и глаз, характерами и способностями.Однако в рамках определенного социума мы воспринимаем большинство наших различий адекватно, не акцентируя на них внимания. Если же в обществе появляется идея, дискриминирующая других по какому-либо признаку, и ее поддерживают, она может стать нормой, хотя до этого этой идеи попросту не существовало в реальной жизни. Давайте разберем это на примерах. Допустим, что человек родился в социуме, в котором считается нормой не иметь волос на голове. Такое допущение кажется забавным, не правда ли? Исходя из этого, человек с шевелюрой будет воспринят не как «свой», а как «чужой». Люди будут реагировать по-разному в зависимости от опыта и темперамента: один будет сторониться, другой смеяться, третий может повести себя агрессивно. Общим у этих троих будет то, что в их картине мира волосы– это необычно и выходит за рамки обыденной жизни. То же самое и с цветом кожи, волос и глаз. Таким образом, становится ясно, что большинство стереотипов и моделей поведения является результатом чужого влияния.

Всем известные оскорбительные стереотипы и прозвища людей с темным цветом кожи также навязаны нам извне: в основном это просачивается из фильмов и интернета. Людям, которые не имеют привычки и желания доходить до сути вещей и приобретать новые знания, или которые в силу возраста или других причин на веру воспринимают львиную долю какой-то новой информации (особенно эмоционально-окрашенной), иногда просто нужно деликатно помочь «продвинуться» в понимании этих вещей, обнажив их другую сторону.Именно поэтому крайне важно проводить семейные (или школьные) беседы о многообразии мира и о важности независимой точки зрения, терпимости и осознанности. Многим было бы интересно узнать, что какие-то положительные факты о других людях, которых ранее они считали достойными быть лишь объектами насмешек.

При этом нужно помнить, что быть толерантным — это не значит одобрять вид или поведение другого человека. Это значит давать ему возможность проявлять себя, не затрагивая ваши личные границы. Просто мысленно дать ему право на независимое существование таким, какой он есть. Без вашего участия, осуждения, одобрения или любого другого вмешательства.

В заключении статьи хотелось бы сказать, что почти все в жизни начинается с малого: дерево вырастает из семени, дождь начинается с капли, с одного кирпичика начинает строиться дом и так далее. Так и общество начинается с одного человека, который сам выбирает свою дорогу и может направлять других своим примером. Начав с изменений внутри себя, можно изменить мир вокруг.

 

Подготовлено Василисой Шевченко, при участии психолога школы.